img_1688

«Современный урок=эффективный урок»

img_1705«Урок сегодня — основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое российское учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Мы все понимаем, что урок не может не меняться. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. Но какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы на любом уроке». С таких слов заместителя директора по учебно-воспитательной работе Ахматшиной Антонины Юрьевны начался очередной педагогический совет, состоявшийся 20 марта 2020 года и  посвящённый современному уроку, большая часть которого проходила в форме интерактивного семинара.

img_1709После выступления Антонины Юрьевны об актуальности и знакомства с планом работы методист ГБОУ НСО «ОЦО» Плотнерчук С.Д. предложила участниками педагогического совета интеллектуальную разминку «+ и – традиционного урока с позиции эффективности»; затем педагоги в форме фронтальной работы выстроили ассоциативный ряд «Современный урок» — «Эффективный урок». Затем познакомились с результатами анкетирования обучающихся 7-10 классов. В анкетировании участвовали 90 школьников. С результатами анкетирования в 7-ых классах познакомила Дегенгард А.Ю., учитель истории, классный руководитель 7 класса; в 8-ых классах — Михайлова Е.В., учитель английского языка, классный руководитель 8 класса; в 9-10-ых классах и общими итогами — Плотнерчук С.Д., методист. Результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с применением современных средств обучения. Ученикам восьмых классов, в отличие от старших школьников (им нравится, когда учитель сам объясняет), больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать, заниматься самостоятельно, творчески; современный урок должен быть интересным, понятным. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Но все обучающиеся хотят получить хорошие знания, видят учителя как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом. Второй этап работы педагогического совета прошёл в форме интерактивного семинара, который провела методист школы. Ею была организована практическая работа «Современный урок = эффективный урок», в ходе которой педагоги работали со структурой традиционного и современного урока, требованиями к современному уроку, выводили формулу современного урока, определяли показатели эффективного урока, отвечали на вопрос «от чего зависит эффективность урока»; обсуждали методы и приёмы, способствующие проведению эффективного урока. Закончилась работа педагогического совета общей рефлексией: выработкой рекомендаций к современному уроку и определением плана предстоящей работы по теме педагогического совета. Общим мнением детей и педагогов стало одно: современный урок должен быть интересным, познавательным, на нём должно быть комфортно всем.

Плотнерчук С.Д., методист ГБОУ НСО «ОЦО»

23 марта 2020 года